Система наставничества педагогических работников ГБПОУ РО «РАДК»
Основа разработки и внедрения системы наставничества педагогических работников ГБПОУ РО «РАДК»
- Письмо Министерства просвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 21.12.2021 № АЗ-1128/08 «О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»;
- Постановление Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении Положения о региональной системе (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций от 05.04.2022 № 7;
- Реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в колледже, обеспечивающей непрерывный профессиональный рост и самоопределение, личностное и социальное развитие педагогических работников, самореализацию и закрепление молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
Механизм регуляции процесса реализации системы наставничества педагогических работников ГБПОУ РО «РАДК» – распорядительные акты и документы системы менеджмента качества ГБПОУ РО «РАДК»:
- СМК.П-63 Положение о педагогическом наставничестве
- Приказ ГБПОУ РО «РАДК» «О назначении ответственных лиц за реализацию системы наставничества педагогических работников ГБПОУ РО «РАДК» и куратора реализации персонализированных программ наставничества» от 26.08.2022 №252-ОД
- Приказ ГБПОУ РО «РАДК» «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников в ГБПОУ РО «РАДК» от 31.08.2022 №262-ОД
- Приказ ГБПОУ РО «РАДК» «О закреплении наставнических пар из числа педагогических работников колледжа и возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью» от 30.08.2024 № 270-ОД
Система наставничества педагогических работников ГБПОУ РО «РАДК» – составная часть методической работы колледжа по совершенствованию педагогического мастерства педагогических работников, включающая работу с молодыми специалистами, деятельность по их адаптации в колледже, работу по их вхождении в новую должность, обучение при введении новых технологий и инноваций, обмен опытом между членами педагогического коллектива.
Цель системы наставничества педагогических работников ГБПОУ РО «РАДК» является реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в колледже, обеспечивающей непрерывный профессиональный рост и самоопределение, личностное и социальное развитие педагогических работников, самореализацию и закрепление молодых/начинающих педагогических работников.
Задачи системы наставничества педагогических работников ГБПОУ РО «РАДК»:
- формирование научно-методического сопровождения педагогических работников колледжа;
- оказание методической помощи в реализации различных форм и видов наставничества педагогических работников в колледже;
- содействие созданию психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогических работников путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
- оказание помощи в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников колледжа;
- способствование развитию профессиональных компетенций педагогических работников в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных форм наставничества;
- оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации педагогических работников, к условиям осуществления педагогической деятельности в колледже, ознакомление с историей, традициями и кодексом этики и служебного поведения, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
- оказание помощи в профессиональном становлении и развитии молодых специалистов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью, а также формировании потребности повышать свой профессиональный уровень;
- совершенствование педагогического мастерства педагогических работников;
- обучение педагогических работников при введении новых технологий и инноваций;
- развитие личностно-ориентированных отношений, отношений сотрудничества, взаимного уважения, понимания и доверия между педагогическими работниками колледжа;
- формирование базы наставников в колледже – такой категории педагогических работников, которая способна брать на себя ответственность за осуществление наставничества над педагогическими работниками и готовая транслировать лучшие образцы педагогического опыта.
В отношении педагогических работников колледжа могут быть реализованы следующие формы наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации программы наставничества:
- «педагогический работник — педагогический работник»
модели взаимодействия:
- взаимодействие «опытный педагогический работник ‒ молодой педагогический работник»;
- взаимодействие «лидер педагогического сообщества ‒ педагогический работник, испытывающий профессиональные затруднения в сфере коммуникации»;
- взаимодействие «педагогический работник-новатор ‒ консервативный педагогический работник»;
- взаимодействие «опытный предметник ‒ неопытный предметник»
- «руководитель образовательной организации — педагогический работник»;
- «социальный партнер ‒ педагогический работник».
Виды наставничества педагогических работников ГБПОУ РО «РАДК»:
- виртуальное (дистанционное) наставничество;
- наставничество в группе;
- краткосрочное или целеполагающее наставничество;
- реверсивное наставничество;
- ситуационное наставничество;
- скоростное консультационное наставничество.
- традиционная форма наставничества («один на один»).